Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Электронное декларирование позволяет ускорить таможенные операции, сократить сроки выпуска товаров и решить многие проблемы, особенно при огромных размерах территории страны. Электронное декларирование - это прогрессивная технология, которая в будущем будет внедрена повсеместно и позволит значительно сократить сроки оформления и соответственно простои транспорта на границе.
Актуальность работы заключается в том, что одной из основных задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед таможенными органами, является ускорение таможенных операций, в том числе создание условий для сокращения сроков выпуска товаров.
В этой связи необходимо исследовать особенности механизмов автоматической регистрации и автоматического выпуска декларации, алгоритм действий при применении автоматического декларирования, а также предложить некоторые пути решения проблемных вопросов, связанных с использованием данного механизма.
Тема применения автоматической регистрации декларации и автоматического выпуска в деятельности таможенных органов освещена в в исследованиях Ермакова В.В., Кротов И.Е., Исакова А.А., Малыхина В.Е., Кокина В.В., Костин А.А., Костин А.А., Кураченко Е.П., Лайша Н., Малышенко Ю.В., Матвеева Е.С., Прокопович Г.А., Тутунару В.Г., Шохин С.О., Давыдов Р., Корняков К.А., Носов Н., и др.
В качестве нормативно-правовой базы исследования были использованы такие законодательные акты, как: Конституция РФ от 12.12.1993, приказы ФТС России, решения Комиссии Таможенного союза, распоряжения Правительства РФ, приказы и распоряжения ФТС России, документы Приволжского Таможенного Управления ФТС и др.
Объект исследования – сфера общественных отношений в области электронного декларирования документации таможенных органов.
Цель работы – исследование особенностей и выработка предложений по совершенствованию механизмов автоматической регистрации декларации и автоматического выпуска в деятельности таможенных органов.
Для достижения поставленной цели были выработаны задачи:
- анализ механизмов автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска на таможенном посту;
- анализ механизмов автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска на таможенном посту.
Методологической основой выступают такие методы общенаучного характера как исторический, логический, системный, диалектический, а также специализированные методы, дающие комплексный подход к исследованию темы: сравнительно-правовой и формально-юридический. Системное применение методов анализа и синтеза дало возможность не только изучить суть правовых норм, но и сделать выводы о возможности их использования на практике.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и история развития электронного декларирования в деятельности таможенных органов России
В соответствии со статьей 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование представляет собой заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Под декларацией на товары понимается письменная декларация, либо декларация в виде электронного документа, а также транспортные, коммерческие или иные документы, содержащие сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).
В процессе таможенной процедуры все товары подлежат обязательному таможенному декларированию. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, который действует от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование может быть как в письменной, так и в электронной форме с использованием таможенной декларации .
В таможенной практике выделяют три формы декларирования:
- письменное декларирование;
- устное декларирование;
- электронное декларирование.
Существует определенный список товаров, который подлежит обязательному письменному декларированию, а также определенные правила заполнения пассажирской таможенной декларации, прежде всего она должна быть представлена в двух экземплярах. Все записи должны быть, быть четкими и разборчивыми на русском или английском языках. Допускается любые изменения и дополнения в декларации, но они должны быть подписаны лицом, декларирующим товары, и заверены должностным лицом таможенного органа. Форма устного декларирования используется тогда, когда физическое лицо имеет в багаже предметы, которые не надо декларировать в письменной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этот вид декларирования подразумевает, что физическое лицо информирует уполномоченное должностное лицо таможенного органа об отсутствии в своем багаже товаров и продукции, которые нужно обязательно задекларировать в письменной форме. Электронное декларирование.
На протяжении уже почти пятнадцати лет в России активно идёт процесс внедрения в работу таможенных органов электронного декларирования, «объявленное» приказом ГТК «Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в приволжском и центральном таможенных управлениях» от 28 июля 2002 г.
Внедрение в таможенных органах РФ электронной формы декларирования является реализацией одного из основных положений Киотской конвенции об упрощении и гармонизации российской экономики в мировую систему хозяйства , что нашло свой отклик в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
Электронная декларация представляет собой электронный документ, содержащий совокупность сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, поданных в таможенный орган в электронной форме в форматах, определенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подписанных электронной подписью.
Раньше, при использовании бумажных носителей, должностное лицо последовательно сверяло сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, указанными в транспортных, сопроводительных, коммерческих и иных документах. При использовании электронного декларирования механизм контроля стал принципиально другим .
Внедрение электронного таможенного декларирования шло поэтапно. Первая в России электронная таможенная декларация была выпущена 25 ноября 2002 года на таможенном посту «Каширский» (Московская область, Одинцовский район) по технологии «ЭД-1» (подключение по выделенному каналу связи). Поскольку применение технологии «ЭД-1» требовало от участника ВЭД существенных финансовых затрат, то и объемы поданных в электронной форме деклараций были незначительны. Так к 2008 году в электронной форме подавалось не более 9% от общего количества деклараций.
Далее ФТС России разрабатывает и вводит в действие Приказ от 24 января 2008 г. №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, а в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»»2.
Таможенные органы активно готовились к введению массового электронного декларирования путём внедрения транспортно-логистической системы таможенных органов на уровне РТУ и таможен, а также комплексных испытаний программных средств, по результатам которых принималось решение о включении таможенного поста в перечень таможенных органов, имеющих обеспечение для применения электронной формы декларирования с использованием сети Интернет.
В процессе внедрения системы электронного декларирования была проделана следующая работа:
- создана нормативно-правовая и методическая базы системы электронного декларирования;
- разработан комплекс программных средств;
- проведено переоснащение таможенных органов аппаратно-программными средствами;
- отработан механизм безбумажного документооборота между участниками ВЭД и таможенными органами с применением электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП);
- отработан механизм подачи электронной декларации на товар (далее –ЭДТ) из любой точки России в любой таможенный орган Российской Федерации. На постоянной основе и в настоящее время осуществляется доработка форматов электронной формы в части расширения перечня документов, представляемых в формализованном виде, спецификация интерфейсов в части реализации электронной формы декларирования таможенных режимов и процедур.
С сентября 2009 года начался массовый переход на электронное декларирование посредством внедрения технологии «ЭД-2» (подключение по сети «Интернет»).
В октябре 2010 года все таможенные посты, принимающие декларации на товары, могли принимать их в электронной форме по сети «Интернет».
С 1 января 2011 года было введено обязательное предварительное электронное декларирование при ввозе на территорию стран Европейского союза как основного торгового партнёра РФ.
В 2012 году ФТС России реализовала возможность подачи электронной декларации на товары через «Интернет» посредством информационного портала электронного представления сведений. Созданный на основе современных web-технологий информационный портал позволил исключить необходимость применения участником ВЭД специализированного программного обеспечения и предоставил доступ к данной технологии всем категориям заинтересованных лиц.
Внедренные в деятельность таможенных органов технологии явились надежной основой для перехода на обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме.
Первая электронная декларация. Которая прошла регистрацию в автоматическом режиме. появилась 8 мая 2014 г. И, начиная с 2014 года, электронное декларирование в России считается обязательным.
К концу 2015 г. электронное декларирование вывозимых товаров стало возможным во всех таможенных органах России для экспортных товаров.
Логическим продолжением стала автоматическая регистрация на ввозимые товары, которая началась с 12 апреля 2016 г.
В настоящее время все таможенные органы оснащены необходимым программными средствами, а сотрудники обучены всем приемам и методам для ведения эффективного электронного декларирования.
Общее число деклараций на товар (далее – ДТ), зарегистрированных в автоматическом режиме в 2016 г., составило 217 тыс. деклараций на экспортные товары и более 5 тыс. деклараций на импортируемые товары. Что касается автовыпуска, то первая декларация была автоматически выпущена в июне 2015 г. Общее число ДТ, выпущенных в 2016 г. с применением технологии автовыпуска, составило 11 тыс. деклараций на экспортные товары1.
Сегодня применение электронного декларирования возможно в отношении товаров, помещаемых под следующие таможенные процедуры: переработка вне таможенной территории, переработка на таможенной территории, реимпорт, режим свободной таможенной зоны, переработка для внутреннего потребления, реэкспорт, выпуск для внутреннего потребления.
1.2 Автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров: понятие и нормативно-правовая основа механизма
Автоматическая регистрация декларации на товары — электронная технология автоматической проверки соблюдения условий регистрации ДТ без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов.
Автоматическую регистрацию проходят декларации на товары, которые соответствуют определенным критериям и не связаны с рисковыми поставками.
Технология автоматической регистрации позволяет перевести регистрацию ДТ из ручного режима в автоматический, а основным её достоинством, равно как и задачей, является сокращение времени декларирования товаров.
Проведем обзор нормативно-правовой базы, направленной на регулирование автоматической регистрации деклараций и автоматический выпуск товаров:
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, в соответствии с которым: таможенное декларирование производится в электронной форме (п. 3, ст. 74, гл. 10);
Таким образом, одним из ключевых преимуществ нового Таможенного кодекса ЕАЭС стал упор на современные информационные технологии. Технологическая база таможенных органов стран Союза готова к переходу в новый режим работы, в котором декларирование стало преимущественно электронным.
Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», глава 7 которого посвящена информационным системам и информационным технологиям.
Распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 г. N 1125-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования» была утверждена «дорожная карта» по совершенствованию таможенного администрирования. Основная цель - упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через границу, сделав его более быстрым, прозрачным и менее затратным.
В частности, в срок до реализации «дорожной карты» (до 2018 года) планируется вдвое сократить количество документов, требуемых для пропуска товара через границу. Срок подготовки документов для прохождения всех таможенных процедур уменьшат с бывших 25 до 7 дней. Предусмотрено и существенное сокращение времени прохождения таможенных процедур товарами, не относящимися к рисковым поставкам (с 3-4 суток до 2 часов).
Добиться этого планируется за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р, которая определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.
Особое внимание планируется уделить развитию сети таможенно-логистических терминалов в приграничных субъектах Российской Федерации в рамках реализации целевых программ, комплексных федеральных и региональных проектов, в том числе с участием бизнес-сообщества. Совершенствование таможенной инфраструктуры будет осуществляться с учетом повсеместного внедрения системы электронного декларирования (раздел V).
Ряд нормативно-правовых актов, направленный на урегулирование механизма электронного декларирования, издан Комиссией Таможенного союза.
Среди них:
Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262 «Об Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров», которая определяет порядок оформления отказа в выпус